Теодицея - значение слова
или оправдание Бога ≈ есть название одного из сочинений Лейбница ("Essai de Th éodicée sur la bonté de Dieu, la liberté de l'homme et l'origine du mal", 1710), пpиобретшее значение общего термина для выражения задачи примирить существование зла в мире с благостью, премудростью, всемогуществом и правосудием его Творца. Зло, как несомненная принадлежность мира, положительно или отрицательно коренится в причине, произведшей мир: т. е. Бог есть или существо, положительно произведшее зло, ≈ и в таком случае Он не благ, или существо, не имевшее силы воспрепятствовать появлению зла, ≈ и в таком случае Он не всемогущ. Возможен, по-видимому, такой исход из этой дилеммы: Бог не только благ и всемогущ, но и правосуден; поэтому, не производя положительно зла и имея силу ему воспрепятствовать, Он допускает его как средство наказания свободных существ, злоупотребивших своею свободою. Но это разрешение вопроса также приводит ко многим затруднениям. Во-первых, оно предполагает за доказанное, что всяко...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
ТЕОДИЦЕЯ (тэодицея), теодицеи, мн. нет, ж. (от греч. theos - бог и dike - справедливость) (истор. филос.). Учение, посредством к-рого нем. философ Лейбниц (18 в.) пытался примирить существование в мире зла с идеей благости и всемогущества бога.
Толковый словарь Ушакова
ТЕОДИЦЕЯ (франц. theodicee - оправдание Бога - от греч. theos - Бог и dike - справедливость), общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и всемогущего Бога с наличием мирового зла, "оправдать" Бога как творца и правителя мира вопреки существованию темных сторон бытия. Термин введен Г. В. Лейбницем (1710).
Большой Энциклопедический Словарь
Теодицея (франц. théodicée, от греч. theós ≈ бог и díke ≈ справедливость), «оправдание бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею «благого» и «разумного» божественного управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление вопреки существованию тёмных сторон бытия. Термин введён Г. В. Лейбницем в трактате «Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и первопричине зла» (1710). ═ Исторические формы Т. целесообразно рассматривать в порядке поступательного расширения «божественной ответственности» за мировое бытие. Так, в политеизме, особенно в его первобытно-анимистических формах или в греко-римской мифологии, наличие множества богов ограничивает личную ответственность каждого из них, а их постоянные раздоры отодвигают на задний план мысль об их общей ответственности. Однако и от таких божеств можно требовать того, что требуется от любого старейшины и судьи, то есть справедливого распределения наград и наказаний. Поэтому п...
Большая Советская Энциклопедия
Франц. "Оправдание Бога" - общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и всемогущего бога с наличием мирового зла, "оправдать" бога как творца и правителя мира вопреки существованию темных сил и темных сторон бытия. Термин введен Г.В.Лейбницем в 1710 г
Краткий религиозный словарь
Относится к: