Скерцо - значение слова
(scherzo) ≈ пьеса игривого, шутливого, а иногда причудливого характера, в скором темпе; пишется в форме песни с трио (см. Симфония). У позднейших композиторов, напр. у Шумана, С. заключает в себе два трио. Когда в С. одно трио, последнее пишется в тональности по квинтовому направлению вниз от главной тональности, в которой пишется песнь. В форме песни с двумя трио первое трио пишется в тональности по квинтовому направлению вверх, а второе трио ≈ по квинтовому направлению вниз от главной темы. Порядок чередования частей в последней форме следующий: песнь, 1-е трио, повторение песни, 2-е трио, повторение песни. В С. песнь пишется в 3/4, трио ≈ в 3/4 или 2/4. Трио часто отличается от песни более спокойным характером. С. имеет в конце коду (см.). С. встречается в числе четырех отделений сонаты, квартета, симфонии; в этих формах оно следует или после первой части, или после второй. Со времени Бетховена С. стало заменять в них менуэт. С. пишется и отдельно, не составляя части большого со...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
СКЕРЦО, нескл., ср. Небольшое музыкальное произведение в оживленном темпе. II прил. скерцоаный, -ая, -ое (спец.) и скер-пибзный, -ая, -ое (спец.).
Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой
СКЕРЦО, нескл., ср. (ит. scherzo - шутка) (муз.). Небольшое музыкальное произведение в оживленном, быстром темпе. Скерцо часто входит в состав симфонии как вторая или третья ее часть.
Толковый словарь Ушакова
СКЕРЦО (итал. scherzo - букв. - шутка),1) в 16-17 вв. обозначение вокально-инструментального произведения на шутливые тексты, а также различных инструментальных пьес (у К. Монтеверди и др.).2) Часть сюиты (напр., у И. С. Баха).3) Часть сонатно-симфонического цикла, с кон. 18 в. постепенно вытеснявшая менуэт (симфонии Л. Бетховена, А. Брукнера, Г. Малера, Д. Д. Шостаковича и др.). Характерны резкие смены контрастных образов, быстрый темп, 3-дольный метр.4) С 19 в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо (Сюиты для фортепиано Ф. Шопена, Р. Шумана и др.).
Большой Энциклопедический Словарь
Скерцо (итал. scherzo, буквально ≈ шутка), 1) в 16≈17 вв. в Италии распространённое обозначение одноголосных и многоголосных вокальных пьес на тексты шуточного, игривого характера. 2) Инструментальная пьеса, близкая к каприччо. Нередко включалась в инструментальную сюиту, а с конца 18 в. вошла в сонатно-симфонический цикл ≈ симфонию, сонату, квартет и т. п., иногда концерт, в которых заняла место прежнего менуэта ≈ как правило, 3-й части цикла. Для С. типичны размер 3/4 или 3/8, быстрый темп, свободная смена музыкальных мыслей, вносящая элемент неожиданного. Подобно бурлеске, часто связано с выражением юмора ≈ от весёлой шутки до мрачного, зловещего гротеска. Обычно С. пишется в репризной трёхчастной форме с трио более спокойного характера. Классический тип С. утвержден Л. Бетховеном; в последующее время крупнейшими мастерами С. как части сонатно-симфонического цикла были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон и А. Брукнер на Западе, П. И. Чайковский, А. П. Бородина рус. музыке, Н. Я. Мясковский, С....
Большая Советская Энциклопедия
Относится к:
Определения для сканвордов и кроссвордов:
- Близко к каприччо (муз.)
- Быстрая музыкальная пьеса
- Быстрая пьеса в музыке
- Быстрая часть сонаты
- Инструмент музыкальное произведение
- Инструментальная музыкальная пьеса в быстром темпе
- Итальянская «шутка»
- Итальянские средневековые частушки
- Музыкальная пьеса в быстром темпе
- Музыкальная пьеса в живом темпе
- Музыкальное произведение
- Небольшое музыкальное произведение в быстром темпе
- Небольшое музыкальное произведение в оживленном темпе
- Пьеса в быстром темпе
- Ритмичная музыкальная пьеса или часть музыкального произведения
- Часть симфонии
- Часть сонатно-симфонического цикла
- Часть сюиты