Символизм - значение слова
СИМВОЛИЗМ, -а,л
Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой
СИМВОЛИЗМ, символизма, мн. нет, м. 1. То же, что символика (книжн.). Кольцо было сделано довольно затейно и идейно - с символизмом. Лесков. 2. Направление в искусстве конца 19 и начала 20 вв., выражавшее упадочнические реакционные настроения буржуазии, в художественных образах создававшее символы мистических переживаний и представлений (лит., искус.).
Толковый словарь Ушакова
СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему") и его "нетленную", или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как "жизнетворчество" - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразите...
Большой Энциклопедический Словарь
Символизм (франц. symbolisme, от греч. sýmbolon ≈ знак, символ), европейское литературно-художественное направление конца 19 ≈ начала 20 вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуманитарной культуры, а также в связи с позитивистской компрометацией реалистических принципов художественного образа у парнасцев (см. «Парнас»), натуралистов и в беллетристическом романе 2-й половины 19 в. Основы эстетики С. сложились в период конца 60-х ≈ 70-е гг. в творчестве французских поэтов П. Верлена, Лотреамона, А. Рембо, С. Малларме и др. Как наименование поэтического направления термин «С.» использован в 1886 поэтом Ж. Морсасом. К движению французских символистов примкнули также Ж. Лафорг, П. Клодель, Анри де Ренье, бельгийцы М. Метерлинк и Э. Верхарн и многие другие поэты и критики-эссеисты. После распада С. как литературной группировки в 1898 влияние С. продолжалось во Франции (П. Валери, П. Фор, Сен-Поль Ру) и за её пределами: в немецкой, бельгийской, австрийской (Г. Гофмансталь, Р. Рил...
Большая Советская Энциклопедия
Относится к:
Определения для сканвордов и кроссвордов:
- «искусство намеков»
- Какое направление исповедовал К. Бальмонт
- Какое направление исповедовал русский поэт Константин Бальмонт?
- Литературное течение, направление
- Направление в европейском искусстве конца XIX — начала XX в., стремившееся с помощью худож. симво...
- Направление в искусстве
- Направление в искусстве конца XIX — начала XX века
- Направление в литературе и искусстве конца XIX — начала XX века, проникнутое индивидуализмом и ми...
- Одним из наиболее ярких представителей этого направления в живописи считается Гюстав Моро
- Поэзия Артура Рэмбо
- Течение в Западной Европе в конце XIX века