Поиск в разделе:

Предопределение - значение слова

(praedeterminatio) ≈ один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе (см. Религия, Свобода воли, Христианство, Этика). Существа нравственно свободные могут сознательно предпочитать зло добру; и действительно, упорное и нераскаянное пребывание многих во зле есть несомненный факт. Но так как все существующее, с точки зрения монотеистической религии, окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества, то, значит, упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других ≈ ко злу и гибели. Это заключение не представляет особенной трудности для такой религии, которая ≈ как (позднейший) ислам ≈ видит в Божестве исключительно или по крайней мере преимущественно беспредельную силу или абсолютный произвол, требующий только безотчетной покорности; но так как в христианск...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, -я, ср. 1. см. предопределить. 2. Судьба, рок (устар.). Верить в свое п. 3. В религии: воля божества, определяющая собой поведение человека и все происходящее в мире.
Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, предопределения, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по глаг. предопределить-предопределять. 2. То, что предопределено, предназначено кому-н., судьба, рок (церк., устар.).
Толковый словарь Ушакова
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ - в религиозных воззрениях исходящая от воли бога детерминированность поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности.
Большой Энциклопедический Словарь
Предопределение, религиозное представление об исходящей от воли божества детерминированности этического поведения человека и отсюда его «спасения» или «осуждения» в вечности. Особое значение приобретает в монотеистических религиях, поскольку с точки зрения последовательного монотеизма всё существующее определяется в конечном счёте волей бога. При этом концепция П. вступает в противоречие с учением о свободе воли и ответственности человека за его вину, без которого оказывается невозможной религиозная этика. Это обусловило возникновение споров о П. в иудаизме, исламе, христианстве. Сообщая о существовании в Иудее трёх направлений, историк Иосиф Флавий (1 в.) характеризует ессеев как сторонников доктрины о П., саддукеев ≈ как сторонников учения о свободной воле, а фарисеям приписывает компромиссную позицию. В исламской теологии 8≈9 вв. шла острая полемика между джабаритами, учившими об абсолютном П., и кадаритами, отстаивавшими свободу воли. В христианстве концепция П. была сформулирована...
Большая Советская Энциклопедия

Относится к: