Повествование - значение слова
≈ термин школьной теории словесности: один из четырех видов прозаического сочинения (описание, рассуждение, речь ораторская, П.). Определяется П. как изображение предмета (действия, события, происшествия) во времени (Стоюнин), в последовательном развитии, "в переходах от одного состояния к другому" (Филонов) в противоположность описанию ≈ изображению предмета в пространстве "в известный, определенный момент времени" (Зеленогорский). Стоюнин полагал, что П. "представляет жизнь в связи с законами духа", а описание ≈ "в связи с законами природы, которая дает предмету известный вид". Помимо таких метафизических основ, противоположение П. и описания имеет значение, поскольку основывается на различении статической и динамической точек зрения на явления. Эта внутренняя противоположность имеет и внешнее выражение: "описание излагается по логическому плану, П. ≈ по историческому плану, в хронологической последовательности событий". П. распадается, однако, на те же три части, обязательные для "п...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
ПОВЕСТВОВАНИЕ, -я, ср. (книжн.). Связный рассказ о каких-н. событиях, о чем-н. совершившемся. Авторское п.
Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой
ПОВЕСТВОВАНИЕ, повествования, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. повествовать. 2. Повесть, рассказ о каком-н. событии. 3. Часть литературного изложения, в к-ром идет речь о совершающихся события и ходе действия, в отличие от описания и рассуждения (лит.).
Толковый словарь Ушакова
ПОВЕСТВОВАНИЕ - в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, т. е. весь текст произведения, кроме прямой речи персонажей.
Большой Энциклопедический Словарь
Повествование, весь текст эпического произведения, за исключением прямой речи (рассказ о событиях, а также описание, рассуждение и пр.). Характер П. зависит от позиции, с которой оно ведётся: оптической ≈ кто видит изображаемое, и оценочной ≈ кто оценивает: сам автор, повествователь (рассказчик), герой. Различают объективное П. (авторская оценка в тексте не присутствует ≈ А. П. Чехов 90-х гг.) и субъективное (автор прямо выражает свои эмоции и выносит приговор ≈ Л. Н. Толстой периода «Воскресения»). В литературе нового времени чётких границ между этими типами и компонентами П. уже нет.
Большая Советская Энциклопедия
Относится к:
Определения для сканвордов и кроссвордов: