Поиск в разделе:

Понтормо - значение слова

≈ или Пунтормо (Pontormo, Puntormo) ≈ прозвище, под которым известен итальянский живописец Якобо Каруччи (Carucci, 1494≈1557), принадлежащий к флорентийской школе. П. был учеником сперва да Винчи (с 1507 г.), потом Мариотто Альбертинелли и Пьеро ди Козимо, но довершил свое образование под руководством А. дель Сарто, впоследствии же подражал больше Микеланджело, чем этому наставнику и даже воспроизводил некоторые композиции великого Буонарроти. Он писал религиозные и мифологические сюжеты как фресковым свособом, так и масляными красками, а также портреты, которые, отличаясь силой и теплотой колорита, большой жизненностью и удивительной законченностью, вообще превосходят, в отношении достоинства, его картины, страдающие иногда значительной манерностью. В числе произведений П., лучшими могут считаться: "Мадонна со святыми" (в Луврской гал., в Париже), "Тысяча-сто мучеников" (в галерее Питти, во Флоренции), "Венера и Амур" (с картона Микеланджело, в Гемптонкортской галерее, в Лондоне) и...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
ПОНТОРМО (Pontormo) (наст. фам. Карруччи - Carrucci) Якопо (1494-1557), итальянский живописец. Представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма ("Положение во гроб", 1526-28).
Большой Энциклопедический Словарь
Понтормо (Pontormo; собственно ≈ Якопо Карруччи, Carrucci) (24.5.1494, Понтормо, Тоскана, ≈ похоронен 2.1.1557, Флоренция), итальянский живописец. Представитель флорентийской школы. Учился у М. Альбертинелли и Пьеро ди Козимо (1507≈12). Испытал влияние Микеланджело (особенно с 1530-х гг.) и А. Дюрера. Если ранние произведения П. близки искусству мастеров Высокого Возрождения (например, Андреа дель Сарто, с которым П. сотрудничал около 1512), то в 1520-е гг. он становится одним из основоположников маньеризма. Виртуозное, порой эксцентрическое композиционное мастерство П. с особой силой проявилось в отмеченных острой наблюдательностью фресках с буколическими аллегориями на вилле в Поджо-а-Каяно (1520). Более поздним религиозными композициям П. («Положение во гроб», 1526≈28), а также его портретам («Женский портрет», около 1543≈45, Галерея Уффици, Флоренция) присущи черты внутренней тревоги, экзальтированная напряжённость колорита. Штудии и эскизы П. отличаются необычайной выразительность...
Большая Советская Энциклопедия