Переченье - значение слова
(Querstand ≈ нем., relatio non harmonica ≈ лат., fausse relation ≈ франц.) ≈ отношение голосов, противоречащее гармонии, или очевидное грубое нарушение логического движения двух голосов. П. происходит тогда, когда из двух голосов один, который бы мог идти плавно, ведется скачком, а другой ведется в ту ноту, в которую первый голос мог бы идти плавно; например, вместо того, чтобы в верхнем голосе ми вести в ми бемоль, а в нижнем до оставить на месте, ведут ми в до, а до в ми бемоль, так что верхний голос будет в до мажоре, а нижний в до миноре. Чтобы избегать П., хроматическое изменение ноты следует делать в том же голосе, в котором она находится, а не в другом. Если же нота, подлежащая хроматическому изменению, в аккорде удвоена, то во избежание параллельных октав при том же хроматическом изменении ноты и ее удвоении хроматически изменяют ту из двух нот, которая более заметна; например, если изменению подлежат две крайние ноты аккорда, т. е. верхняя и нижняя, то изменяют хроматически ве...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
ПЕРЕЧЕНЬЕ - в музыке - противоречие между звуком натуральной ступени и его хроматическим видоизменением в другом голосе в соседнем или близко расположенном созвучии; переченье обычно производит впечатление фальшивого звучания.
Большой Энциклопедический Словарь
Переченье (лат. relatio non harmonica, немецкое Querstand), противоречие между звуком натуральной ступени и его хроматическим альтерационным видоизменением в др. голосе: ═ В диатонической системе гармонии П. обычно производит впечатление фальшивого звучания и поэтому в аккордовой фактуре запрещается правилами музыкальной композиции. ═ П. допустимо лишь как малозаметное побочное явление в условиях развитого голосоведения или как специальный выразительный приём (например, для выражения скорби, болезненного состояния). В эпоху романтизма и позднее П. нередко используется как одно из средств, связанных с недиатоническими элементами ладов (например, в партии Кащеевны из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Кащей бессмертный»); в музыке 20 в. П. часто оказывается нормативным средством в хроматической тональной системе. ═ Лит.: Чайковский П. И., Руководство к практическому изучению гармонии, Полн. собр. соч., т. IIIa, М., 1957; Римский-Корсаков Н. А., Практический учебник гармонии, Пол...
Большая Советская Энциклопедия
Относится к:
Определения для сканвордов и кроссвордов: