Окказионализм - значение слова
(causa occasionalis ≈ случайная причина) ≈ название теории Арнольда Гэйлинкса (см.), которая должна объяснить взаимодействие души и тела. Из того, что Декарт определил материю и дух противоположными признаками (материя = протяженности, res extensa, дух = сознанию, res cogitans), возникла трудность в объяснения эмпирического факта воздействия души на тело, и наоборот. Сам Декарт склонялся в пользу теории, впоследствии получившей название influxi physici, т. е. теории физического влияния. Ошибка в решении Декарта ≈ предполагавшего, что взаимодействие устанавливается в glandula pinealis, ≈ была слишком очевидной, и потому последователи Декарта постарались обойтись без понятия воздействия или влияния. Для этого было предположено Гэйлинксом божественное вмешательство. Так как душа не может действовать на тело, вследствие противоположности атрибутов, и так как только тот действует, кто знает, что он действует, человек же не знает, как волевое состояние переходит в движение, то, очевидно, вза...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
ОККАЗИОНАЛИЗМ, окказионализма, м. (от латин. occasio - случайность) (филос.). В идеалистической философии - течение, отрицающее прямую причинную связь между душевными и телесными явлениями.
Толковый словарь Ушакова
ОККАЗИОНАЛИЗМ (от лат. occasio - род. п. occasionis - случай, повод), направление европейской философии 17 в., утверждавшее принципиальную невозможность взаимодействия души и тела без прямого вмешательства Бога в каждом отдельном случае. Окказионализм исходит из идей Р. Декарта и картезианства. Главные представители: А. Гейлинкс и Н. Мальбранш; в философии Г. Лейбница окказионализм переработан в учение о предустановленной гармонии.
Большой Энциклопедический Словарь
Окказионализм (от лат. occasio, род. падеж occasionis ≈ случай, повод), направление в западно-европейской философии 17 в., идеалистически решавшее поставленный дуалистической философией Р. Декарта вопрос о взаимоотношении души и тела. Представителями О. являлись И. Клауберг, А. Гейлинкс, Н. Мальбранш и др. Неспособность картезианского дуализма (см. Картезианство) объяснить факты воздействия души на тело и на оборот (см. Психофизическая проблема) послужила исходным пунктом О., утверждавшего принципиальную невозможность взаимодействия души и тела. То, что представляется телесной причиной какой-либо мысли или волевого акта, в действительности, по учению О., есть не более чем «повод» для истинной «действующей» причины, какой может быть только бог. Взаимодействие тела и духа О. объявлял результатом непрерывного «чуда» ≈ прямого вмешательства божества в каждом отдельном случае. Идеалистическую переработку картезианства завершил Мальбранш, который выступил с утверждением невозможности влияния...
Большая Советская Энциклопедия
Относится к: