Поиск в разделе:

Клавикорд - значение слова

(итал.) ≈ струнный клавишный инструмент, изобретенный в Италии (в конце XIV столетия), имеющий форму четырехугольного ящика с натянутыми струнами и клавиатурой. К. развился из монохорда (см.), однострунного инструмента без клавишей, на котором звуки различной высоты добывались с помощью подвижной подставки. Инструмент, в котором соединялись несколько струн одинаковой длины с подвижными подставками, назывался геликон. Посредством присоединения к многострунному монохорду клавиш и применения струн неодинаковой длины образовался К., в котором струны приводились в вибрацию ударявшими по ним металлическими штифтиками, прикрепленными к концу клавиш. К., в котором штифтики были заменены перышками, назывался клавесином, виргиналем, спинетом (см.). Звучность К., сначала небольшая, увеличилась благодаря изобретению Кристофори, который заменил штифтики молоточками (1653≈1731). Усовершенствованный К. стал называться pianoforte. В Германии честь изобретения фортепиано (Clavier) приписывается Готфрид...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
КЛАВИКОРД (от лат. clavis - ключ и греч. chorde - струна) - струнный клавишно-ударный музыкальный инструмент. Известен с 15 в. Как и клавесин, был распространен во всех европейских странах. В нач. 19 в. вытеснен фортепьяно.
Большой Энциклопедический Словарь
Клавикорд (позднелат. clavichordium, от лат. clavis ≈ ключ и греч. chorde ≈ струна), клавишно-струнный ударный музыкальный инструмент. Первые упоминания о К. в литературе относятся к 15 в., старейшие дошедшие до нас изображения ≈ к 16 в. К. был распространён во всех европейских странах. Корпус инструмента обычно имеет форму продолговатой 4-угольной коробки; клавиатура помещается в одной из продольных стенок, параллельно которой натягиваются струны одинаковой длины; на задних концах клавиш укрепляются тонкие металлические пластинки ≈ тангенты, ударяющие (снизу) по струнам. В зависимости от места касания тангента одна и та же струна может издавать различные по высоте звуки. Старый К. был диатоническим, диапазон составлял 3≈31/2 октавы. В 16 в. появились К. с хроматическим строем. В начале 18 в. число октав К. дошло до 5. Из-за слабости звучания К. был больше домашним, чем концертным инструментом. В начале 19 в. окончательно вытесняется фортепьяно.
Большая Советская Энциклопедия