Поиск в разделе:

Картезианство - значение слова

≈ так наз. направление в истории философии, считающее Декарта своим родоначальником (см.). Представителями К. были Ренерий в Утрехте, Рей, Гейдан, отчасти Гереборд в Лейдене и др. голл. ученые, а во Франции ≈ Клод де-Клерселье (├ 1686), издатель декартовских "Opera posthuma", равно как и многие ораторианцы и янсенисты. Из янсенистов Пор-Рояля наиболее известен Антуан Арно (см.), которого, впрочем, нельзя считать безусловным последователем Декарта. Картезианскою, в общем, может считаться пор-рояльская логика ("La logique ou l'art de penser", Париж, 1662), изданная Арно и Николем. К этому же направлению нужно отнести и замечательную логику Мариотта. К числу более значительных картезианцев во Франции принадлежат, далее, Пьер Сильвен Режи (1632-1707: "Cours entier de la philosophie", П., 1690) и Пьер Николь (1625-1695). Немецкие картезианцы: Бальтазар Беккер (см.), И. Клауберг в Дуисбурге, Штурм в Альтдорфе и др. В Англию К. перенес Антуан Легран. И в Италии, несмотря на папское запрещение...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
КАРТЕЗИАНСТВО - направление в философии и естествознании 17-18 вв., теоретическим источником которого были идеи Р. Декарта (латинизированное имя Cartesius - Картезий, отсюда название). Основа картезианства - последовательный дуализм, т. е. разделение мира на две самостоятельные и независимые субстанции - протяженную и мыслящую; исходные принципы картезианской гносеологии - самодостоверность сознания (декартовское "мыслю, следовательно существую") и теория врожденных идей. В развитии картезианства выявились монизм (Х. Де Руа, Б. Спиноза) и окказионализм (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).
Большой Энциклопедический Словарь
Картезианство, направление в философии и естествознании 17≈18 вв., теоретическим источником которого были идеи французского философа Р. Декарта (латинизированное имя Cartesius ≈ Картезий, отсюда название). К. характеризуется последовательным дуализмом ≈ предельно чётким разделением мира на две самостоятельные (независимые) субстанции ≈ протяжённую (res extensa) и мыслящую (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе не разрешимой в К. Для К. характерно также развитие рационалистического математического (геометрического) метода. Самодостоверность сознания (декартовское «мыслю, следовательно существую»), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая т. о. пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия «вихрь»; физика К. впоследстии нашла своё выражение в теории близкодействия. В развитии К...
Большая Советская Энциклопедия

Относится к: