Канцона - значение слова
(la canzone, от латинского cantiо) ≈ название старейшей формы итальянской лирики, встречающейся и в провансальской (canso), и старофранцузской (chanson) поэзии. Для нее иногда употребляется специальное название Canazne Petrarchesca или Cоscana, в отличие от позднейших форм, Canzone Pindarica и Anacreontica. К. ≈ лирическое стихотворение в несколько строф (stanze), которые имеют совершенно тождественное количество стихов, тот же размер и то же расположение рифм, но обыкновенно кончаются строфою более короткою. У Петрарки в К. не более 10 и не менее 5 строф; в новейших К. число строф доходит до 20, 40, даже 80 строф. Количество стихов каждой строфы у Данта и Петрарки варьирует между 9 и 20. Строфа делится на две части; вторую часть начальной рифмой любили соединять с последним стихом первой (concatenatio). Чередование рифм сначала было свободно; впоследствии пример Данта и еще более ≈ Петрарки стал законом. Стихи при серьезных сюжетах большей частью 11 стоп, перемежаясь изредка семистопн...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
КАНЦОНА, канцоны, ж. (ит. canzone - песня). 1. Вокальная пьеса для одного голоса с аккомпанементом, сохраняющая национальный колорит в мелодии, ритме (муз.). Мелодичная итальянская канцона. 2. Особая форма стихотворного произведения, род лирической баллады (лит.).
Толковый словарь Ушакова
КАНЦОНА (итал. canzone - букв. - песня), 1) лирическое стихотворение о рыцарской любви в западно-европейской поэзии 13-17 вв., первоначально у провансальских трубадуров. Классические образцы - у Данте и Петрарки. 2) Многоголосная светская песня эпохи Возрождения на тексты поэтической канцоны. 3) Род инструментальной музыкальной пьесы, сложившейся в кон. 16-18 вв. из обработок вокальных канцон (у Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди и др.). Его развитие привело к появлению фуги.
Большой Энциклопедический Словарь
Канцона (итал. canzone, буквально ≈ песня), лирическое стихотворение о рыцарской любви в средневековой поэзии прованских трубадуров. Первоначально получила распространение в Италии в 13≈17 вв. Канонические К. ≈ строфические строения (5≈6 строф); последняя строфа укорочена и содержит обращение к лицу, которому посвящена К. Классические образцы создали Данте и Петрарка. ═ С самого начала К. была тесно связана с музыкой: многоголосные вокальные К. сближались с фроттолой и вилланеллой. В 16≈17 вв. в Италии появляются и инструментальные К., возникшие как обработки французского chanson; позднее они создавались как оригинальные сочинения в стиле таких обработок. В числе композиторов ≈ авторов К. ≈ А. Габриели, К. Меруло, Дж. Фрескобальди (Италия), Д. Букстехуде и И. С. Бах (Германия). С 17 в. развитие К. для инструментального ансамбля ведёт к возникновению кончерто гроссо, К. для клавишных инструментов постепенно превращается в фугу, а К. для солирующего инструмента с сопровождением подгото...
Большая Советская Энциклопедия
Относится к:
Определения для сканвордов и кроссвордов:
- В средневековье, песня о рыцарской любви
- Вокальная пьеса
- Инструментальная пьеса с певучей мелодией
- Лирическое стихотворение особой формы в итальянской и православной поэзии средних веков
- Музыкальная пьеса XVI—XVII вв.
- Песня о рыцарской любви
- Песня рыцаря
- Песня трубадура
- Полутвердая стихотворная форма, представляет собой стих из 5—7 строф любого строения
- Стих трубадура