Поиск в разделе:

Камертон - значение слова

(diapason, Stimmgabel, tuning-fork) служит для получения простого тона постоянной и определенной высоты. В этом заключается его важное значение и в физике, и в музыке. Приготовляется он обыкновенно из стали и имеет вид вилки с двумя совершенно одинаковыми зубцами, или ветвями. Число (N) колебаний К. в зависимости от его размеров может быть вычислено по формуле N=K(e/L2) в которой е есть толщина ветви, a L ее длина. Итак, число колебаний К. в 1 секунду пропорционально толщине, обратно nponopцuoнально квадрату длины его ветвей и не зависит от их ширины (считаемой в направлении, перпендикулярном к плоскости колебаний). В предыдущей формуле, если размеры выражать сантиметрами, постоянная величина К. может быть принята для стального К. равною 82000. Высота звука К. зависит, кроме того, хотя и незначительно, от температуры, поэтому температура, при которой К. настроен, должна быть известна. Кениг (Koenig), известный парижский фабрикант акустических приборов, настраивает свои К. для 20╟ Ц...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
KAMEPTOH, -а, м. Металлический ин- струмент, издающий при ударе звук, к-рый является эталоном высоты при настраива-нии инструментов, в хоровом пении. II прил. камертонный, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой
КАМЕРТОН, камертона, м. (нем. Kammerton) (муз.). Стальной инструмент в форме вилки, издающий при ударе о твердое тело всегда один и тот же звук, к-рым пользуются как основным тоном при настраивании инструментов в оркестре, а также в хоровом пении.
Толковый словарь Ушакова
КАМЕРТОН (нем. Kammerton) - прибор - источник звука, служащего эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. Принята эталонная частота тона ля первой октавы - 440 Гц.
Большой Энциклопедический Словарь
Камертон (нем. Kammerton), источник звука, представляющий собой изогнутый и закрепленный посредине металлический стержень, концы которого могут свободно колебаться. В музыке служит эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. Обычно употребляют К. в тоне a1 (ля первой октавы). Певцы и хоровые дирижёры пользуются также К. в тоне c2. Имеются и хроматические К.; ветви таких К. снабжены передвижными грузиками и колеблются с переменной частотой в зависимости от местоположения грузиков. Эталонная частота колебаний a1 ко времени изобретения К. английским музыкантом Дж. Шором (1711) была 419,9 гц. В конце 18 в. по инициативе работавшего в Петербурге композитора и дирижёра Дж. Сарти в России был введён «петербургский К.» с частотой a1 = 436 гц. В 1858 Парижская АН предложила т. н. нормальный К. с частотой a1 = 435 гц; эта частота была принята на международной конференции в Вене (1885) как международный эталон высоты звука и получила название музыкального строя. В СССР...
Большая Советская Энциклопедия