Поиск в разделе:

Каллиграфия - значение слова

ж. чистописанье и краснописанье. Каллиграф м. краснописец. Каллиграфический, к каллиграфии относящ.
Толковый словарь Даля
≈ в старое время считалось отдельным искусством не только красиво писать, но и рисовать или чертить заглавные буквы; она начала особенно процветать в XV стол. Буквы, украшавшие страницы манускриптов, не только более или менее красиво чертились, но и стали расписываться красками. Наконец она стала отраслью миниатюрной живописи. Одним из отделов К. было также письмо чрезвычайно мелкими буквами, которые можно было читать лишь с помощью увеличительного стекла; напр. написанную молитву "Отче наш" или псалом можно было вделать в кольцо. Кроме того, исполнялись целые рисунки (портреты) штрихами, которые были не что иное, как чрезвычайно мелко написанные строки, содержавшие жизнеописание изображенного лица, и т. п. С изобретением книгопечатания К. стала падать и в наше время имеет весьма мало случаев проявлять свое существование; но чистописание не есть то, что прежде называлось К.
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
КАЛЛИГРАФИЯ, -и, ж. Искусство четкого и красивого письма. II прил. каллиграфический, -ая, -ое. К. почерк.
Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой
КАЛЛИГРАФИЯ, каллиграфии, мн. нет, ж. (греч. kalligraphia - красивый почерк) (книжн.). Искусство чистописания.
Толковый словарь Ушакова
КАЛЛИГРАФИЯ (от греч. kalligraphia - красивый почерк) - искусство красивого и четкого письма. История каллиграфии связана с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо - калам в древнем мире и на Ближнем Востоке, кисть в странах Др. Востока, птичье перо в Европе до 19 в.). Большой художественной выразительностью обладают многие образцы средневековой китайской, иранской, среднеазиатской, европейской каллиграфии.
Большой Энциклопедический Словарь
Каллиграфия (греч. kalligraphía ≈ красивый почерк, от kallós ≈ красота и grápho ≈ пишу), искусство красивого и чёткого письма. История К. связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины 19 в.; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. К. не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика К. тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности, подчас идущей в ущерб лёгкости чтения. В Китае и др. дальневосточных странах К. ценилась особенно высоко как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа. Этим вызваны свобода ритма и острая экспрессия кисти во многих образцах К. Китая, Кореи,...
Большая Советская Энциклопедия

Относится к: