Поиск в разделе:

Глас - значение слова

м. голос, во всех знач. взывания, звук, звон, шум и пр. Глас, в церковном пении, нечто похожее на тон светской музыки; в церковном нет мажора и минора, нет и тонов (означаемых ныне бемолями, крестиками), а есть восемь звукопоследований, служащих основными образцами напевов и определяющих простор и порядок, в котором движутся все напевы, относимые к одному гласу, почему : запеть на девятый глас, петь нестройно, нескладно, драть козла. Глас шестый, подымай шесты на игумена, на безумена, семинарская острота. Собирать на глас Божий, на церковный колокол; для чего подвешенный колокол возят по городу, со звоном. Глас Божий вызвонит из аду душу грешника, о вкладе на колокол за упокой самоубийцы. Глас народа, глас Божий. Глас народа Христа предал (распял). Гласный прилаг. громкий, звучный, зычный, шумный, слышимый; всем известный или явный, нескрытный, всюду оглашаемый. Сущ. м. член думы или магистрата, избираемый от купечества и заседающий с правом голоса. Гласная буква, самогласная, произнос...
Толковый словарь Даля
(церк.-слав.) ≈ в техническом смысле обозначает диатоническую гамму, в которой тоны и полутоны чередуются по известным правилам. В каждом Г. главными элементами его считаются конечный звук (тоника) и господствующий (доминанта). Правосл. греко-российская црк. приняла от греческой восемь Г. или муз. ладов, на которых и основаны все песнопения, называемые ангелоподобным пением или изрядным осмогласием. Во всех нотных и ненотных богослужебных книгах Г. обозначаются в заголовке первыми по счету славянскими цифрами. Г. распадается на две четверицы (тетрахорд) ≈ верхнюю и нижнюю. Восемь Г. првсл. црк. схожи с восемью церковными ладами зап. црк., которые основаны на греческих ладах. Эти лады следующие: дорийский от ré до ré, фригийский ≈ от mi до mi, лидийский ≈ от fa до fa, миксолидийский ≈ от sol до sol (на фортепиано все эти лады состоят только из белых клавишей, взятых под ряд). Эти четыре лада называются амвросианскими, или аутентическими. Св. Григорий Двоеслов к этим четырем ладам п...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
ГЛАС, -а, м. (устар. высок.). То же, что голос (в 1 и 3 знач.). Г. небес (божественный голос). Г. народа (общественное мнение; книжн., часто ирон.). * Глас вопиющего в пустыне (книжн.) - безответный призыв, неуслышанная мольба [по евангельской притче об Иоанне Крестителе, к-рый в пустыне перед непонимающим его народом призывал открыть пути и души Иисусу Христу]. Трубный глас (высок.) - призыв к ответу за все содеянное [по евангельскому сказанию о трубах архангелов, призывающих к ответу в день Страшного суда]. Ни гласа ни воздыхания (устар. и ирон.) - о полной тишине или молчании в ответ на зов.
Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой
ГЛАС, гласа, м. 1. То же, что голос в 1 и 4 знач. (церк.-книжн., поэт. устар.). Все природы голоса сливались тут, не раздался... лишь человека глас. Лермонтов. Глас вопиющего в пустыне (см. вопиющий). 2. Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на глас восьмый.
Толковый словарь Ушакова
ГЛАС (греч. echos) - в древнерусском церковном пении ладово-мелодический модус. Гласы различались по господствовавшим в них ладовым структурам, по мелодическому содержанию и количеству попевок. Вместе они образовали систему осмогласия.
Большой Энциклопедический Словарь
Глас (старославянское слово, то же, что голос), 1) в византийском и римско-католическом церковном пении различные диатонические лады, каждый из которых имел свой господствующий и конечный тоны; вместе Г. составляли систему восьмигласия. 2) В древнерусском церковном пении Г. ≈ сумма различных диатонических полевок в объёме трихордов и тетрахордов. Понятие господствующего и конечного тонов рус. Г. несвойственно, и различия между Г. рус. восьмигласия определяются входящими в них попевками, т. е. краткими мелодическими оборотами небольшого диапазона. ═ Н. Д. Успенский.
Большая Советская Энциклопедия
ГЛАС - в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. В древнерусском пении гласы преобразовались в суммы различных диатонических полевок в объеме трихордов и тетрахордов. Полевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей и стихир (за некоторым исключением). Однако музыкальная основа попевок сохраняется. Восемь гласов составляют т.н. систему "осмогласия" (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).
Словарь церковных терминов
ГЛАС см. Октоих.
Словарь-указатель по древнерусскому искусству. Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.

Относится к: