Поиск в разделе:

Энтелехия - значение слова

(εντελέχεια) ≈ термин Аристотелевской философии, обозначающий актуальность, осуществленную цель, действительность. Э.. противоположна возможности (δύναμις, роtentia) и есть осуществление того, что заложено как возможность в материи; в этом смысле Аристотель Э. отожествляет с формой, а материю ≈ с возможностью. Движение Аристотель называет реализацией или Э. возможности, так как в движении осуществляется то, что в предмете было лишь как возможность. Точно также и душу Аристотель называет "первой Э. организма, имеющего способность к жизни". И здесь душа является актуальным началом, осуществляющим то, что потенциально заложено в жизни. Термин Аристотеля встречается еще в средние века у Гермолая Барбара, который передает его латинским словом perfectihabia, Лейбниц называет монады энтелехиями. И в новейшей философии, поскольку она определяется Аристотелевским влиянием, мы встречаемся с термином Э. или с равнозначущим ему, напр. у Эйкена. Э. Р.
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. entelecheia - завершение - осуществленность), понятие философии Аристотеля, означающее осуществление какой-либо возможности бытия (см. Акт и потенция), а также движущий фактор этого осуществления (напр., душа как энтелехия тела), и выражающее единство четырех основных принципов бытия: формы и материи, действующей причины, цели. В новое время понятие энтелехия характерно для систем, основанных на телеологии (Г. В. Лейбниц: монада как энтелехия; витализм немецкого биолога Х. Дриша (Н. Driesch) и др.).
Большой Энциклопедический Словарь
Энтелехия (греч. enteléecheia ≈ осуществленностъ, от entelés ≈ законченный и écho ≈ имею), одно из центральных понятий философии Аристотеля, выражающее единство четырех причин, или основных принципов бытия, ≈ материи, формы, действующей причины и цели. Разнообразные определения Э. у Аристотеля могут быть сведены к следующим: переход от потенции (возможности) к организованно проявленной энергии, которая сама содержит в себе свою материальную субстанцию, причину самой себя и цель своего движения, или развития. В новое время понятие использовалось Г. Лейбницем, называвшим свои монады Э., и получило специфическое преломление в виталистической концепции немецкого биолога Х. Дриша (см. Витализм).
Большая Советская Энциклопедия

Относится к: