Поиск в разделе:

Энгармонизм - значение слова

≈ у греков деление полутона на две более мелкие части. Аристоксен называл энгармоническим диэзисом четверть тона. У греков энгармонический тетрахорд заключал в себе ¼ тона, ¼ тона и 2 тона (см. Греческая музыка). Э. в современном смысле есть совпадение нот, звучаших одинаково, но пишущихся различно. Это определение установилось около середины XVIII. стол., когда был введен темперированный строй (см.), устранивший комму (см.), т. е. звуковую разницу, существовавшую между хроматическим и диатоническим полутонами; напр., до≈до диез, до ≈ ре бекар бекар. На фортепиано и органе коммы нет, но на струнных инструментах она существует. Каждый звук может быть выражен тремя энгармоническими тонами; напр., до может быть обозначено си диез или ре бекар Все эти ноты составляют однозвучие ≈ Э. Только для звука соль диез и ля бекар нет третьей ноты. Бывают энгармонические интервалы, напр. до ≈ ми бекар, си диез ≈ ре диез гаммы, напр., си диез мажор и до бекар мажор. аккорды, напр., соль диез ≈ си...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
ЭНГАРМОНИЗМ, энгармонизма, мн. нет, м. (от греч. en - в и harmonia - гармония) (муз.). Отождествление тонов, практически совпадающих в темперированном музыкальном строе, но различающихся по названию и по их обозначению в нотной азбуке (напр. до-диэз и ре-бемоль).
Толковый словарь Ушакова
ЭНГАРМОНИЗМ (от греч. en - в и harmonia - созвучие) - отождествление имеющих различные названия, но совпадающих по высоте звуков (напр., до-диез - ре-бемоль), а также интервалов и аккордов, включающих наряду с энгармонически равными одинаковые по названию звуки. Энгармонизм возможен благодаря равномерной темперации; позволяет осуществлять быстрые модуляции в далекие тональности.
Большой Энциклопедический Словарь
Энгармонизм (от греч. en ≈ в и harmonía ≈ созвучие), 1) отождествление одинаковых по высоте, но различных по названию звуков (например, фа-диез и соль-бемоль), интервалов (например, большая секста и уменьшенная септима), аккордов (например, данный уменьшенный септаккорд при энгармонической замене одного ≈ трех звуков превращается в одно из обращений других уменьшенных септаккордов), тональностей (например, фа-диез мажор и соль-бемоль мажор). Э., возникший в результате 12-ступенной равномерной темперации, позволил применить в музыке энгармонические модуляции ≈ переход из одной тональности в другую при помощи энгармонической замены отдельных звуков какого-либо аккорда. 2) В Древней Греции звуковая система, включавшая интервалы приблизительно в 1/4 тона.
Большая Советская Энциклопедия

Относится к: