Даосизм - значение слова
≈ вместе с конфуцианством и буддизмом составляет три, так сказать, официальные религии Китая (Сань-цзяо ≈ "три вероучения"). Возник он в Китае и нигде почти, кроме этой страны, не распространился. Первоучителем его считается Лао-цзы (иначе Ли-дань, Ли-эрл, родившийся будто бы в 604 г. до Р. X.), хотя все сведения, сообщаемые об этом лице, таковы, что с полным основанием можно сомневаться в его историческом существовании. Сочинение его Дао-дэ-цзин, или "Книга о пути и добродетели" (81 гл.), проникнуто духом чистого квиетизма. От первого слова дао (буквально "путь") образовалось название последователей этой религии у китайцев ≈ дао-ши или дао-сы, откуда вышло и наше слово Д. (у европейцев taouism, tâuism, tâoism). Объем понятия, заключающегося в слове дао, различен у даосских писателей. В Дао-дэ-цзине дао, хотя и не ясно, принимает объективное и абсолютное значение, понимается как бытие реальное, но неопределимое, как innominabile александрийцев. У последующих писателей, отч...
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
ДАОСИЗМ (кит. дао цзя или дао цзяо) - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители - Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. создан "Дао цзан" - свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователи даосизма имеются в Китайской Народной Республике, где существует Ассоциация верующих даосов.
Большой Энциклопедический Словарь
Даосизм, 1) одно из основных направлений древнекит. философии, представленное, в первую очередь, трактатами «Лао-цзы» (др. название ≈ «Дао дэ цзин») и «Чжуан-цзы». В настоящее время большинство учёных приходит к выводу, что «Чжуан-цзы» появился около 300 до н. э. и приблизительно в то же время ≈ «Лао-цзы», в связи с чем датировка возникновения Д. передвигается с 6≈5 вв. до н. э. (как считалось ранее) к 4≈3 вв. до н. э. ═ В центре учения, изложенного в «Чжуан-цзы» в виде притч, носящих полемический характер и направленных против конфуцианства и моизма (см. Китай, раздел Философия), лежат противопоставление природы обществу и призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к простой, безыскусственной жизни, близкой к природе, воплощающей дао. Это понятие выступает как таинств, целостность вселенской жизни, присутствующая во всём, но ничем единичным не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом и невыразимая в словах. Разочарование в возможности политического и со...
Большая Советская Энциклопедия
Относится к: