Дакша - значение слова
(Daksha ≈ ловкий, умный, правый) ≈ 1) одно из шести индийских светлых божеств Адитья, братьев Варуны (см); близки Варуне по существу, но менее значительны. В Ведах они еще мало самостоятельны и являются более или менее видоизменениями одного образа (Варуна). Позже Д. является более обособленным. Он ≈ сын Брахмы, один из Праджапати (см.), иногда даже глава их. В Магабхарате и Дуранах Д. происходит из большого пальца Брахмы, а при посредстве другой своей матери, Mârishâ, является эманацией Сомы (напиток, луна), иногда отцом и потомком луны в одно и то же время. В поэме Гариванша (см.) Д. есть одно из воплощений Вишну и творец всего существующего. 2) ≈ Индийский законодатель, один из 18 авторов Дхармашастр ≈ инд. кодексов. С. Б-ч.
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
ДАКША - в ведийской и индуистской мифологии один из богов, участвующих в творении. Сын и одновременно отец Адити.
Большой Энциклопедический Словарь
ДАКША (Санскр.) Форма Брамы, и его сын в Пуранах. Но "Риг-Веда" утверждает, что "Дакша произошел от Адити, и Адити - от Дакши"; это доказывает, что он является олицетворением всесвязывающей Творящей Силы, действующей на всех планах. Востоковеды, видимо, очень смущены и не знают, что с ними делать, но Рот ближе к истине, чем кто-либо другой, когда говорит, что Дакша есть духовная сила и в то же время - мужская энергия, порождающая богов в вечности, что изображается при помощи Адити. Пураны, как само собой разумеющееся, антропоморфизируют эту идею и изображают Дакшу устанавливающим "половые сношения на этой земле" после испробование всех других средств произведения потомства. Порождающая Сила, духовная в начале, становится, конечно, на наиболее материальном конце своей эволюции производящей Силой на физическом плане; и до сих пор это Пураническая аллегория правильна, так как Тайная Наука учит, что наш теперешний способ произведения потомства начался в конце третьей Коренной Расы.
Теософский словарь. Дж. Мид, перевод А.П. Хейдока
Относится к: